П.И. Чайковский  Концертная увертюра "1812 год" соч.49

Когда речь заходит русской музыке, безусловно, первый композитор которого вспоминают все (особенно иностранцы) это Петр Ильич Чайковский. Его творчество- воплощение русской души в музыке.

Концертная увертюра "1812 год" одно из наиболее  цитируемых и ярко национальных произведений Петра Ильича.  История создания и воплощения этого произведения довольно сложная.

 В 1882 году в Москве должна была состояться Всероссийская художественно-промышленная выставка. К ее открытию старший друг Чайковского и неизменный пропагандист его музыки Н. Рубинштейн предложил Чайковскому написать музыку на одну из трех тем — открытие выставки, 25-летие коронации Александра II или освящение храма Христа Спасителя. Первым побуждением композитора было отказаться. Ни одна из предложенных тем его так и не устроила. В основу содержания заказанного произведения Чайковский решил положить события 1812 года, 70-летие которых приходилось на год выставки. Вторжение в Россию вражеских войск, самоуверенность Наполеона, решившего, что он покорил великую страну, подвиг народа, торжество его победы — это привлекло Чайковского значительно больше, чем три предложенных темы. Однако композитор сильно сомневался в художественных достоинствах написанного.

"Увертюра будет очень громка, шумна, но я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет»-писал композитор своей покровительнице Надежде фон Мекк.

Первое исполнение этого сочинения состоялось 8 августа 1882 года, в рамках мероприятий выставки, в симфоническом концерте Московского отделения Русского музыкального общества под управлением И. Альтани. Вопреки ожиданиям Чайковского, музыка понравилась и публике и критике. Убедившись в этом, Чайковский стал включать ее в программы своих концертов. Так, под его управлением в 1887 году увертюра прозвучала в столице, затем была исполнена во многих городах Европы и России. В 1885 году Балакирев избрал ее для исполнения на торжественном открытии памятника Глинке в Смоленске. И по сей день она с успехом исполняется во всем мире, причем порою — с настоящими пушечными выстрелами.

П.И. Чайковский Торжественная увертюра "1812 год", соч 49

Симфонический оркестр Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке

Художественный руководитель и дирижёр - Заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов

18 февраля 2018 года 

Большой зал Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

 

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин"  ( "Жизнь за царя")

Без преувеличения самое известное  произведение русской классической оперы, вызывающие в слушателях самые патриотические чувства.

В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы.

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал писать оперу по повести В. А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему — тему подвига русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина попытался воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы. Мысль, поданная Жуковским, всецело захватила воображение композитора: «…как бы по волшебному действию, — вспоминал он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей». 

«Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории русского искусства, — писал выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов. — На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение». 

  Ария Ивана Сусанина из IV действия 

"Ты взойдешь, моя заря" .

Концертное исполнение коллективом Московского театра "Новая опера". Сентябрь 2019 года

Солист  Лауреат национальной театральной премии "Золотая маска" 2018 -Евгений СТАВИНСКИЙ (бас ) .  

Дирижер  Андрей Лебедев

My work

Муниципальное автономное учреждение культуры города Дубны Московской области
«Дубненский Симфонический Оркестр». Создан в 1990 году.

  • +7 (49621) 2-85-86
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соцсетях

Создание сайта: студия DIO

Яндекс.Метрика