ИДА ГЕНДЕЛЬ (скрипка)

Ида Гендель, вундеркинд польского происхождения, стала популярной солисткой после переезда в Великобританию, где она получила признание за свои интерпретации концертов Яна  Сибелиуса и Уильяма Уолтона, умерла 1 июля в центре для престарелых в Пембрук-парке, Филадельфия, США. Ей было 96

 
 

Ей было всего 3 года, когда она начала играть, взяла скрипку своей старшей сестры и поразила мать, воспроизведя песню, которую она только что услышала. Она продолжала профессионально выступать в течение восьми десятилетий, выступая в духе повышения морального духа в Лондоне во время Второй мировой войны, а затем объехала весь мир и приобрела репутацию «великой дамы скрипки».

 
 
Г-жа Гендель во время визита в Прагу в 1958 году.
Г-жа Гендель во время визита в Прагу в 1958 году. (Леос Небор / CTK / AP)

«Когда она играет концерт Бетховена, вы можете себе представить, что Бетховен хотел именно этого», - сказал Зубин Мехта, бывший дирижер филармонии в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, в интервью Associated Press в 2010 году. «Она была скрипачом для скрипачей».

Ида Гендель олицетворяла то, что когда-то критик «Вашингтон пост» Филип Кенникотт назвал «милостивым, но диким стилем игры», популярным в начале 20-го века, но теперь «крайне редким». Обученная румынским музыкантом Джорджем Энеску и венгерским скрипачом Карлом Флешем, она стояла совершенно неподвижно во время сольных концертов, ослепляя публику произведениями Бетховена, Брамса, Уолтона и Сибелиуса, чей концерт для скрипки стал ее визитной карточкой.

После концерта в Хельсинки в 1949 году она получила письмо от композитора. «Вы играли это мастерски во всех отношениях, - писал Сибелиус, добавляя: - Я поздравляю себя, что мой концерт нашел интерпретатора вашего редкого стандарта».

 
 
Мисс Хендель в 2010 году.
Г-жа Хендель в 2010 году. (Уилфредо Ли / AP)

Другой поклонник ее интерпретации, музыкальный критик Telegraph Джеффри Норрис, написал, что она сыграла концерт Сибелиуса с «льдом и огнем», в результате чего в 1993 году была выпущена запись, позже выпущенная Testament Records, которая была «просто сногсшибательной».

Критики иногда отмечали, что блистательный стиль исполнения Иды Гендель сочетался с яркими нарядами, которые она надевала на концерты, в том числе платье в пурпурно-пурпурной оболочке, бирюзовые панталоны и жилет из змеиной кожи, которые дополняли ее кошелек из змеиной кожи и каблуки из змеиной кожи размером пять дюймов. «Пока вы на сцене, вы все равно должны представлять прекрасный вид», - сказала она однажды в интервью «Сан-Сентинел» в Южной Флориде .

Ида Гендель была одной из первых выступающих женщин скрипачей, когда начинала, и большую часть своей карьеры оставалась одной из немногих женщин, играющих в шатровых концертных залах. Она выступила на праздновании 40-летия принца Чарльза, впервые представила концерт для скрипки Аллана Петтерссона, была в числе первых солистов, выступивших с Израильским филармоническим оркестром в Тель-Авиве, и поддерживала давние связи с Proms, ежегодной летней концертной серией, которая стала одной из из самых любимых музыкальных учреждений Лондона.

  После своего дебюта в 1937 году, она выступала на фестивале еще 67 раз, в частности, в 1938 году играла на скрипичном концерте Брамса под руководством дирижера Генри Вуда.

«Я использовала чистый инстинкт, и это именно то, что вам нужно, чтобы играть его произведения», - сказала она позже британскому музыкальному журналу Strad . «Это то, с чем ты родился. Если вы не чувствуете это в своей душе, на эмоциональном и интеллектуальном уровне, этому нельзя научить. Никто не может сказать, как это сделать, если у них нет правильных способностей и инстинктов ».

Ида Гендель приписала свой природный талант реинкарнации, сказав, что, должно быть, она играла на скрипке в более раннем возрасте. Но ее воспитание в музыкальной семье, несомненно, также помогло: ее отец-портретист играл на виолончели и скрипке, а сестра играла на пианино, а мать пела.

 Семья жила в Хелме, городе на востоке Польши, когда Ида родилась 15 декабря. По словам старшей сестры г-жи Гендель - и свидетельство о рождении, которое ее отец предъявил, чтобы удовлетворить требования возраста для раннего выступления в Лондоне, - она родилась в 1923 году. Позже г-жа Гендель предъявила свидетельство, в котором 1928 году был указан год ее рождения.

Ида Гендель родилась с фамилией Хендель, но позже приукрасила написание как дань уважения композитору Джорджу Фридриху Генделю (иногда пишется Гендель), которого она назвала родственником. Семья была еврейской, и из-за музыкальной подготовки Иды они переехали в Англию накануне Второй мировой войны, избежав Холокоста.

 Позже она отправилась в концлагерь Освенцим, чтобы исполнить «Деттинген те Deum» Генделя для папы Бенедикта XVI во время его тура 2006 года по Польше. «Представьте, что еврейская женщина играет там, где все это произошло, - сказала она AP, - играя перед Святым Отцом».

После выступления на лондонских концертах, организованных пианисткой Майрой Хесс во время войны, г-жа Хендель дебютировала в Америке в нью-йоркском Карнеги-холле в 1946 году. Через шесть лет она переехала в Канаду и, начиная с конца 1970-х годов, разделила время между Монреалем и Майами. где ее отец переехал, чтобы быть рядом со своим другом Исааком Башевисом Зингером , лауреатом Нобелевской премии.

Ида Гендель выступала с ведущими дирижерами, в том числе с Метой, Серджиу Целибидаче (ее предпочтение Брамсу) и Отто Клемперером (ее предпочтение Бетховена), однажды объяснив: «Вы не можете играть с вдохновением, когда дирижер дурак». 

Она записывалась для лейблов, включая Decca, которую она использовала в качестве названия для нескольких своих собак, а также проводила мастер-классы и частные уроки, в том числе для немецкого скрипача Дэвида Гарретта. Она никогда не была замужем - «все дело в музыке», - сказал ее племянник, - и у нее нет непосредственной выживающей семьи.

Ида Гендель была удостоена звания командора  Ордена Британской империи  в 1991 году . Она говорила, что она все еще оттачивала свои интерпретации концертов, которые она играла десятилетиями, пытаясь достичь «того возвышенного качества», которое задумал Бетховен, Брамс или кто-либо еще, заявленный в программе.

«Я здесь не для того, чтобы доставлять удовольствие зрителям, - сказала она Лебрехту в 2000 году. - Я не артист. Я здесь, чтобы служить композитору ».

 

БАРБАРА ХАННИГАН (сопрано)

На счету Барбары Ханниган, сопрано, родом из Канады, почти сотня мировых премьер. Для нее пишут ведущие композиторы, она не перестает удивлять публику эмоциональными концертами-перформансами, демонстрируя филигранную вокальную технику и непревзойденный артистизм. Ханниган покоряет аудиторию смелостью, свободой жестов, мощной творческой энергией и, конечно, голливудской внешностью.

В 2011 году она выступила вместе с Теодором Курентзисом и musicAeterna в Перми, Москве и Санкт-Петербурге, представив программу «Рамо-гала», и с тех пор не возвращалась в Россию. За эти годы певица успела освоить самый современный репертуар, закрепиться в профессиональной среде в качестве дирижера и получить премию «Грэмми» за диск «Crazy Girl Crazy». Сумасшедшая девчонка – этот привлекательный образ определил весь ее творческий путь и помог стать самостоятельной исполнительницей.

Одна за одной в Европе и за океаном гремят театральные премьеры с ее участием. В будущем году Ханниган ждут в Гамбурге, Дрездене, Гётеборге, Вене, Стокгольме, Париже, Кливленде и особенно в Копенгагене, где пройдет мини-фестиваль по случаю вручения ей престижной премии Леони Соннинг. А 2019 год Ханниган завершился новой работой в сердце Баварии – в Мюнхене, где певица исполняет роль Герды в дебютной опере Ханса Абрахамсена «Снежная королева» .

Кроме того , Барбара еще и известный в Европе дирижер,  язык тела позволяет ей одновременно петь виртуозные вокальные партии и дирижировать оркестром.

 

ТОП 7 НЕОБЫЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

1.Терменвокс

Терменвокс создан в Петрограде в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Фактически, Термен изобрел первый в истории человечества электронный музыкальный инструмент, но на этом уникальность терменвокса не заканчивается: звукоизвлечение происходит не за счет физического воздействия на инструмент, а благодаря движению рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи специальных антенн.

Терменвокс предназначен для исполнения музыкальных композиций любых музыкальных жанров. При этом популярностью инструмент пользуется не только в среде любителей-экспериментаторов, но и профессиональных музыкантов. Помимо исполнения музыки, терменвокс может создавать разнообразные звуковые эффекты, находящие применение в кинематографе, мультипликации, театральном и цирковом искусстве.

Существует несколько разновидностей терменвокса, отличающихся особенностями конструкции и функционалом. В классическом терменвоксе изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как левая антенна отвечает за громкость звука. В более поздних моделях, спроектированных другими инженерами, в конструкцию инструмента добавили регуляторы, позволяющие производить куда больше манипуляций со звуком. Несмотря на кажущуюся простоту, освоение терменвокса требует немалых усилий.

 

2. Стеклянная гармоника

Прародителями стеклянной гармоники послужили самые обыкновенные стаканы, игра на которых была известна в Европе с середины XVII века. С годами изобретательность и уровень мастерства музыкантов неустанно рос, а вместе с ними росла и популярность инструмента.

Прибывший в 1757 году в Лондон Бенджамин Франклин не смог устоять перед необычным звучанием стаканов, что вдохновило его на создание стеклянной гармоники. Заменив посуду на стеклянные полусферы, Франклин поместил полусферы на железную ось, которая вращалась при помощи ножной педали.

Нижние края полусфер погружались в ящик-резонатор, наполненный водой, что позволяло равномерно увлажнять стеклянные емкости. В свою очередь прикосновения пальцев музыканта к влажным полусферам приводило к появлению нежного и приятного звука.

В течение XVIII-XIX вв. обновленный инструмент пользовался огромной популярностью. Так, стеклянную гармонику в партитуры собственных произведений вводили Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Михаил Иванович Глинка, Рихард Штраус и многие другие композиторы. Тем не менее, в среде композиторов находились и противники гармоники, считавшие, что звук инструмента пугает животных, негативно влияет на душевное состояние людей, приводит к преждевременным родам и расстройству рассудка. Дело дошло до того, что в начале XIX века в некоторых городах Германии использовать стеклянную гармонику запретили, что вскоре привело к «вымиранию» музыкального инструмента.

В XX веке к стеклянной гармонике вновь начали проявлять интерес, а инструмент смог покинуть стены музеев и частных коллекций. С течением времени внешний вид инструмента всячески изменялся, но идеи Франклина оставались основополагающими.

3. Никельхарпа

Никельхарпа — традиционный шведский струнно-смычковый инструмент, чья история насчитывает более 600 лет. Раньше инструмент также называли никельгига, никельспел и никель-лира. В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».

Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащен одним рядом клавиш и двумя струнами.

В первой половине 1900-х годов инструмент считался «мертвым», а в Швеции практически не осталось музыкантов, владеющих никельхарпой. Тем не менее, в 1960-1970-е гг. никельхарпа вновь обрела популярность, чему не в последнюю очередь поспособствовала популярная музыка, искавшая новых и необычных звуков.

Современная никельхарпа оснащается 16 струнами (3 мелодических, одна монотонная и 12 резонансных струн) и 37 деревянными клавишами, устроенными таким образом, чтобы «скользить» под струнами. Диапазон инструмента составляет 3 октавы, а звучание напоминает скрипку с увеличенным резонансом.

Сегодня в Швеции насчитывается около 10 000 человек, играющих на никельхарпе, а среди известных музыкантов, свободно владеющих этим шведским инстрментом, можно выделить Ану Алькаиде и Ричи Блэкмора.

4.  Кризалис

Струнный музыкальный инструмент под названием «Кризалис» сконструирован Крисом Форстером в 1975 году. Форстер признается, что дизайн инструмента создавался под влиянием каменных календарей ацтеков. Изобретатель описывает звучание инструмента, как игру ветра на арфе.

Идея создания кризалиса пришла в голову Крису в тот момент, когда его заинтересовала возможность использовать колесо с натянутыми струны в качестве музыкального инструмента. Кризалис представляет собой два деревянных колеса, на которые натянуто по 82 струны. Во время игры колеса свободно вращаются в противоположных направлениях.

5.  Вотерфон

Вотерфон изобрел и запатентовал Ричард Уотерс в 1968 году. В качестве музыкального инструмента вотерфон использовался в саундтреке таких фильмов, как «Впусти меня», «Полтергейст» и «Матрица».

Главная роль в инструменте отведена воде, благодаря которой он и звучит. Вотерфон состоит из чаши-резонатора из нержавеющей стали и множества бронзовых стержней различной длины, расположенных по краю чаши. Звуки извлекаются при помощи смычка, резиновых молоточков, пальцев и всего, что может создавать вибрации. Движение воды внутри чаши изменяет звучание вотерфона.

Звучание инструмента сравнивают с пением китов. По словам самого Уотерса, однажды Джим Ноллмен, друг изобретателя, играл на вотерфоне посреди океана. Уотерс утверждает, что импровизированный концерт недалеко от Гавайев привлек внимание синих китов, которые окружили Ноллмена и не уплывали до тех пор, пока мужчина не закончил выступление.

Перейдем к более крупным формам

6. Паноптикон (Singing Ringing Tree)

Паноптикон, также именуемый Singing Ringing Tree (досл. с англ. «Поющее звенящее дерево») — музыкальный инструмент и, по совместительству, скульптура в виде набора выложенных в форме дерева труб, издающих звук за счет дуновений ветра. Скульптура установлена на вершине холма недалеко от британского города Бернли в графстве Ланкашир.

«Дерево» возвели в 2006 году, как часть серии «Паноптиконы», состоящей из четырех скульптур. Проект создан британскими дизайнерами Майком Тонкином и Анной Лью в рамках развития Восточного Ланкашира и повышения туристической привлекательности региона за счет создания серии необычных искусственных и природных арт-объектов.

Паноптикон представляет собой конструкцию трехметровой длины, состоящую из нескольких десятков труб из гальванизированной стали. Проходящий сквозь трубы ветер приводит к появлению немного нестройного звука, напоминающего хоровое пение. Диапазон звучания разнится в пределах нескольких октав.

Некоторые трубы выступают как элементы декора и общей композиции, в то время как остальные служат источником звука. Гармонические и певческие качества «дерева» зависят от силы ветра, наличия отверстий и выемок внутри труб, а также их длины.

7 .  Симфонический дом (Symphonic House)

Симфонический дом (Symphonic House) — это загородный коттедж на берегу озера Мичиган (США). Необычный проект дома-инструмента реализовали архитектор Дэвид Ханауолт и музыкант и мастер по изготовлению музыкальных инструментов Билл Клоз. Работа над симфоническим домом потребовала от создателей проведения исследования на предмет поиска идеальных гармоний в вибрациях, резонансе и геометрии помещений.

По признанию Клоза и Ханауолта, ими двигало желание узнать, возможно ли увеличить размер музыкального инструмента настолько, что внутри него сможет свободно перемещаться человек. «Находиться внутри инструмента и одновременно играть на нем позволяет почувствовать звук всем телом», — делятся авторы проекта.

Внутри и снаружи дома натянуты струны, длина которых достигает шести метров. В целях безопасности сила натяжения струн не превышает 43 килограммов. Для игры нужно надеть пропитанные специальным порошком хлопковые перчатки, защищающие струны от пота и частичек грязи, которые могут стать причиной коррозии и других разрушительных процессов.

Звучание симфонического дома отличается глубиной и богатством и чем-то напоминает виолончель или альт с более насыщенным верхом. Помимо физического воздействия на человека, дом начинает «петь» от порывов ветра, вызывающих колебания струн.


 
Plan B.
Фильм Теодора Курентзиса и Сергея Нурмамеда

Специальный проект

В 2020 мир собирался отметить 250-летний юбилей Людвига ван Бетховена. Для musicAeterna кульминацией празднования должен был стать Бетховенский фестиваль в Бонне. Там, под управлением Теодора Курентзиса и Джованни Антонини musicAeterna исполнила бы весь цикл симфоний композитора. В апреле и мае эту программу оркестр планировал дать в Вене, Люцерне, Сеуле и Токио. Но тур успел лишь начаться концертами в Москве и Санкт-Петербурге.

А после жизнь поменяла все наши планы. Концерты и гастроли отменились.

Но мы продолжали репетировать в домашней резиденции musicAeterna — петербургском Доме Радио. Вынужденная пауза позволила нам разработать Plan B: мы стали готовиться к записи Девятой симфонии Бетховена на лейбле Sony Classical.

Однако, ситуация опережала наши решения: границы Европы стали закрываться одна за одной, и приглашенные музыканты из других стран оказывались отрезаны от оркестра.

Но репетиции не прекращались: мы продолжали их до 16 марта. Хроника последних дней перед временем вынужденной тишины и легла в основу проекта Plan B.

Это совместное размышление Теодора Курентзиса и Сергея Нурмамеда. История переживания тотальных ограничений.

В этом видео не только музыка.
Друзья musicAeterna — режиссеры, художники и музыканты — вместе с нами пытаются осмыслить новое время тотальной изоляции.

Это визуальное размышление — попытка осмыслить историю, частью которой мы все оказались. Попытка быть сильнее ограничений и мудрее страхов тревожного времени.

Plan B musiAeterna по-прежнему в силе. Мы хотим записать Девятую симфонию Бетховена и надеемся сделать еще более масштабный проект, когда границы откроются, а музыканты смогут приехать в Россию, собраться в Доме Радио.

Этот проект — о мире сегодня и о наших общих переживаниях. Возможность осмыслить то, что происходит с каждым из нас.
Над фильмом работали

Режиссер: Сергей Нурмамед
Операторы: Артур Бергарт, Иван Сироткин, Борис Романов, Егор Севастьянов, Сергей Карташов, Влад Амелин, Алексей Романов
Звукорежиссер: Максимилиен Cьюп
Оригинальная музыка к фильму: Алексей Ретинский
Звукорежиссер постпродакшена: Роман Бахарев
Компьютерная графика: Юрий Мелюшин
Графический дизайн: Елена Угловская
Ассистент режиссера: Евгения Богданович
Монтаж: Сергей Нурмамед
Продюсер: Юлия Пескова

Симфония №9 Людвига ван Бетховена звучит в исполнении оркестра и хора musicAeterna, дирижер Теодор Курентзис

Зачем симфоническому оркестру дирижер?

Наверняка, многие из Вас задумывались на эту тему :))

Так ли сильна необходимость руководить 40 профессионалами, из которых каждый, сам по себе, уже состоявшийся исполнитель?

Ответ смотрите в ролике от программы "Галилео" канала СТС.

 

Бывают ли женщины-дирижёры симфонического оркестра?

 Да, конечно, женщины- дирижеры симфонических оркестров были и есть. .Другое дело, что их не так много.

1. Вероника Дударова.

Дударова

Первая женщина-дирижер в СССР, Вероника Дударова попала в Книгу рекордов Гиннеса как женщина, более 50 лет руководившая крупнейшими оркестрами. Будущий музыкант родилась в 1916 году в Баку, в 5 лет начала заниматься в музыкальной школе для одаренных детей, где приглашенный преподаватель, венгерский дирижер Стефан Штрассер привил ей любовь к будущей профессии.

В 1933 году, после того как отец девочки был репрессирован, а старшие сестры умерли, Вероника вместе с матерью переехала в Ленинград, где продолжила получать музыкальное образование. Еще через четыре года девушка переехала в Москву, а в 1944 году дебютировала как дирижер. В 1960 году Дударова стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.

Уйдя с этой должности в 1989 году, Вероника Борисовна осуществила еще одну мечту — создала собственный симфонический оркестр, который долгие годы носил название «Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой». Помимо управления оркестром Дударова в разные годы организовывала музыкальные фестивали, концерты и конкурсы.

2. Мария Эклунд


 

 Россиянка Мария Эклунд музыкальную карьеру начала еще на Родине — в 2001 году она стала аспиранткой Московской консерватории под руководством профессора Геннадия Рождественского. Однако вскоре девушка вышла замуж за гражданина Швеции и переехала с ним в Стокгольм.

На новой Родине Мария стала самой молодой аспиранткой Стокгольмской Королевской академии музыки. Сегодня, вспоминая студенческие годы, Эклунд отмечает, что очень немногим девушкам, окончившим оркестровый факультет, удается работать по специальности.

Мария — одна из тех, кому удалось не просто войти в профессию, но и стать не менее востребованной, чем коллеги-мужчины: в разное время она руководила спектаклями в Пекинском Оперном театре и в Большом театре России, была дирижером Симфонического оркестра Стокгольма, Берлинской симфониетты, симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственной академической симфонической капеллой России.

Вместе с коллегами Мария создала общественную организацию женщин-дирижеров Швеции, цель которой — увеличить количество женщин за дирижерским пультом. «Уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше,» - рассказывает Эклунд.

3. Надя Буланже

Русские корни и у первой женщины-дирижера француженки Нади Буланже. Дебютировала в 1912 году! Прожив долгую, насыщенную жизнь, руководила оркестрами по всему миру, от Нью-йоркского, Бостонского , Филадельфийского симфонических оркестров, до Симфонического оркестра Би-би-си.

Надя родилась в 1887 году в Париже, в семье композитора и дирижера Эрнеста Буланже и певицы Раисы Мышецкой.

В 10 лет девочка начала учиться в Парижской консерватории. Там Буланже изучала теорию музыки, игру на органе, аккомпанемент. В это же время Надя начала делиться знаниями с родной сестрой Лили, которая была младше на шесть лет.

Спустя годы Лили Буланже стала первой в истории женщиной, завоевавшей престижную Большую Римскую премию за достижения в области искусства. Надя считала композиторские способности сестры ярче и глубже своих собственных, и после смерти Лили в 1918 году больше никогда не возвращалась к сочинению музыки. Однако Наде была суждена другая дорога: в 1912 году она дебютировала как дирижер, став первой женщиной в этой профессии.

На протяжении карьеры Надя Буланже руководила крупнейшими оркестрами, в том числе Нью-йоркским филармоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, а также английскими Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си.

Во время Второй мировой войны Буланже переехала в США, где преподавала в колледжах. Считается, что под влиянием Буланже, создавшей собственную уникальную методику преподавания, в Штатах сформировалась новая школа композиции.

4. Жанна Эврар

Француженка Жанна Эврар, как и Надя Буланже, окончила Парижскую консерваторию, где познакомилась с будущим мужем, скрипачом Гастоном Пуле. Несколько лет супруги выступали вместе в оркестрах под руководством выдающихся дирижеров того времени.

Однако вскоре брак Эврар и Пуле распался, и Жанна стала развивать собственную дирижерскую карьеру. В 1930 году ей удалось собрать и возглавить Парижский женский оркестр, который впоследствии исполнял произведения ведущих композиторов середины XX века, многие из которых посвящали произведения Жанне и доверяли ее оркестру первое исполнение.

5. Симона Янг

Первая женщина — главный дирижер Венской оперы, Симона Янг родилась в Сиднее в семье выходцев из Ирландии и Хорватии. Окончив Сиднейскую консерваторию, Янг начала работать репетитором в Австралийской опере, а в 1985 году в Сиднейском оперном театре состоялся ее дирижерский дебют.

Вслед за оркестром в родной Австралии Янг покорились Баварская государственная опера, лондонский Ковент-Гардене, Опера Бастилия в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 2003 года Симона — главный дирижер Гамбургской государственной оперы и Гамбургского филармонического оркестра, а также — первая женщина на этом посту.

В репертуаре Янг — оперы Пуччини, Верди, Штрауса, Бриттена, Доницетти, а также сочинения Моцарта, Малера, Копленда. Помимо работы в опере и филармоническом оркестре Симона Янг занимается преподаванием — в 2006 году она стала профессором музыки и театра в Гамбургском университете.

6. Глория Исабель Рамос

Глория Исабель Рамос родилась на Канарских островах, музыке училась сначала Санта-Крус-де-Тенерифе, а позже — в Барселоне. Изначально Рамос изучала виолончель и фортепиано, но позже решила сконцентрироваться на дирижировании. В 1991 году девушка получила престижную стипендию и уехала развивать мастерство в Бернской консерватории.

Глория завершила учебу в 1995 году и тогда же получила ряд престижных международных музыкальных премий. После Рамос вернулась на Родину, где стала первой в Испании женщиной-дирижером. Ее дебют состоялся в 1996 году с Симфоническим оркестром Тенерифе и Галисийским симфоническим оркестром.

В последующие годы Глории удалось поработать с симфоническим оркестром Люцерна, Цюрихским камерным оркестром, Камерным оркестром Великобритании, Венским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестром Государственного Эрмитажа, Лиссабонским оркестром Гульбенкяна. Помимо гастролей с оркестрами Рамос выступает и в качестве композитора.

 

Концерт композитора Агнес Обель
в Нью-йоркском National Sawdust
23 мая, 2020
 
Датская певица и пианистка опубликовала несколько записей своего январского выступления в Нью-Йорке в арт-центре National Sawdust. Все исполненные композиции вошли в новый альбом Агнес Обель Myopia, в котором она с особым рвением экспериментирует с техниками обработки, изменения и записи своего призрачного вокала на фоне кротких струнных, рояля, челесты и лютеал-пианино.
 
Релиз стал в каком-то мере пророческим — он посвящен изоляции от внешнего мира, но был записан задолго до пандемии коронавируса COVID-19. Идейно Myopia является продолжением Citizen of Glass, в котором девушка рассуждает о том, как технологии меняют представления человека о чувствах.
 
Агнес Обель (Agnes Obel) — одна из самых оригинальных исполнительниц неоклассики. Меланхоличная камерная музыка датской певицы и пианистки с академическим образованием и элегантным голосом укоренена в атмосферном, кинематографическом творчестве Antony & the Johnsons и Лизы Ханниган, но со своей особой скандинавской рафинированной лаконичностью
 
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

10 вещей, которые вы обязаны знать о Бетховене

 в 2020 году празднуется 250 летие со Дня Рождения Людвига ван Бетховена

Л.В. Бетховен

1. Биография гения в режиме быстрой перемотки

Точная дата рождения Бетховена (Ludwig van Beethoven) - первая из загадок его биографии. Точно известен лишь день его крестин: 17 декабря 1770 года в Бонне. Ребенком он учился играть на фортепиано, органе и скрипке. В семь лет дал первый концерт (отец хотел сделать из Людвига "второго Моцарта").  В 12 лет Бетховен начал писать свои первые сочинения с забавными названиями вроде "Элегия на смерть пуделя" (предположительно под впечатлением от кончины реального пса). В 22 года композитор уехал в Вену, где и прожил до конца жизни. Он скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет, предположительно от цирроза печени.

2. "К Элизе": Бетховен и прекрасный пол

И эта тема окружена тайнами. Факт заключается в том, что Бетховен никогда не женился. А вот сватался неоднократно - в частности, к певице Элизабет Рёккель (Elisabeth Röckel, которой, как полагает немецкий музыковед Клаус Копиц (Klaus Kopitz), посвящена знаменитая ля-минорная багатель "К Элизе") и пианистке Терезе Мальфатти. О том, кем была неведомая героиня знаменитого письма "к бессмертной возлюбленной", ученые также спорят, сходясь на кандидатуре Антонии Брентано (Antonie Brentano) как наиболее реальной.

Правды мы не узнаем никогда: Бетховен тщательно скрывал обстоятельства своей личной жизни. Но близкий друг композитора Франц Вегелер (Franz Gerhard Wegeler) свидетельствовал: "В годы жизни в Вене Бетховен постоянно находился в любовных отношениях".

3. Непростой в быту человек

Неопорожненный ночной горшок под роялем, объедки среди партитур, всклокоченная шевелюра и заношенный шлафрок - и это тоже, судя по многочисленным свидетельствам, был Бетховен. Жизнерадостный молодой человек с возрастом и под влиянием недугов превратился в довольно непростого в повседневном обращении персонажа. 

В своем "Гейлигенштадтском завещании", написанном в состоянии шока от осознания наступающей глухоты, Бетховен указывает именно на болезнь как на причину своего дурного характера: "О вы, люди, считающие меня злонравным, упрямым или мизантропичным - как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. /…/ Вот уже шесть лет я пребывают в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами…"

4. Бетховен и классика

Бетховен - последний из титанов "венской классики". В общей сложности он оставил потомкам более 240 сочинений, среди них - девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов. Он, по сути, заново изобрел жанр симфонии, в частности, впервые использовав в Девятой симфонии хор, чего до него никто не делал.

5. Единственная опера

Оперу Бетховен написал лишь одну - "Фиделио". Работа над ней далась композитору мучительно, а результат до сих пор убеждает не всех. На оперном поприще Бетховен, как указывает российский музыковед Лариса Кириллина, вступал в полемику со своим кумиром и предшественником - Вольфгангом Амадеем Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart).

При этом, как указывает Кириллина, "концепция "Фиделио" прямо противоположна моцартовской: любовь - не слепая стихийная сила, а нравственный долг, требующий от своих избранников готовности к подвигу. Первоначальное название оперы Бетховена, "Леонора, или Супружеская любовь", отражает этот антимоцартовский моральный императив: не "так поступают все женщины", а "так должны поступать все женщины".

6. "Та-та-та-таааа!"

Если верить первому биографу Бетховена Антону Шиндлеру (Anton Schindler), сам композитор говорил о начальных тактах своей Пятой симфонии: "Так сама судьба стучится в дверь!" Более близкий Бетховену человек, его ученик и друг, композитор Карл Черни (Carl Czerny) вспоминал, что "тему симфонии C-Moll Бетховену навеял крик лесной птицы"… Так или иначе: образ "поединка с судьбой" стал частью бетховенского мифа.

7. Девятая: симфония симфоний

Девятая симфония Бетховена, премьера которой состоялась 7 мая 1824 года в Вене и сопровождалась шквалом оваций, которые полностью потерявший слух композитор не мог услышать, до сих пор является непревзойденным сочинением в истории музыки. "Ода к радости" на стихи Шиллера (Friedrich Schiller) стала гимном единой Европы. Интересный факт: при изобретении технологии записи музыки на компакт-диски именно длительность Девятой симфонии (более 70 минут) определила параметры нового формата.

8. Бетховен и революция

Радикальность представлений Бетховена о роли и значении искусства вообще и музыки в частности сделали его кумиром различных революций, в том числе и социальных. Сам композитор вел при этом вполне буржуазный образ жизни.

9. Прижимистая звезда: Бетховен и деньги

Бетховен уже при жизни был признанным гением и никогда не страдал от недостатка самомнения. Это отражалось, в частности, на его представлениях о размере гонораров. Бетховен охотно принимал заказы от щедрых и влиятельных меценатов, а с издателями порою вел переговоры в очень жестком тоне. Композитор был не миллионером, но весьма состоятельным человеком по меркам своей эпохи.

10. Глухой композитор

Бетховен начал глохнуть в возрасте 27 лет. Болезнь развивалась на протяжении двух десятилетий и полностью лишила композитора слуха к 48 годам. Новейшие исследования доказывают, что причиной стало заболевание сыпным тифом - распространенной во времена Бетховена инфекцией, которую часто переносят крысы. Однако, обладая абсолютным внутренним слухом, Бетховен мог сочинять музыку и будучи глухим. До последних лет жизни он не оставлял отчаянных - и, увы, безрезультатных, - попыток восстановить слух.

 

Нам интересно. А Вам?
 
Прокофьев 1 Прокофьев 2
 
Внук одного из самых выдающихся композиторов ХХ века Сергея Прокофьева Габриэль Прокофьев - британский композитор и продюсер, начинал свою музыкальную карьеру как диджей. В конце 1980-х, когда он вместе со своими ровесниками-подростками создавал диско-панк-группу, то взял псевдоним "Олегович". А свою фамилию Габриэль хотел таким образом "cкрыть", - чтобы не сравнивали со знаменитым дедом.
"Когда я был моложе, я стеснялся из-за того, что я Прокофьев, - рассказывает Габриэль в интервью DW. - Я опасался, что люди будут ожидать от меня слишком многого, будут думать, что раз я Прокофьев, то должен быть гением. Это была очень высокая планка. Даже сейчас я чувствую, что немного перегружен наследием Прокофьева. А я хочу быть просто собой. Но так всегда бывает с внуками знаменитостей".
Именно из-за деда он не сразу стал академическим композитором. Учился в музыкальной школе, играл на фортепьяно, валторне и трубе, потом стал известным диджеем, основал свой собственный лейбл и клубную ночь, которые вовсе не случайно назвал "Nonclassical". Лишь потом обратился к классике, обогащая ее электронными эффектами.
Сейчас ему 43 года, он пишет произведения вроде нашумевшего «Концерта для вертушек с оркестром», издает музыку на своем лейбле Nonclassical и устраивает концерты-вечеринки Nonclassical Club Night …
 
 
Нам интересно. А Вам?
 
Габриэль Прокофьев "Концерт для вертушки с оркестром"
в исполнении Национального  юношеского симфонического оркестра  Великобритании под управлением Владимира Юровского 
солист DJ Switch aka Tony '3 Times'
Royal Albert hall 2011 год.
 
My work

Муниципальное автономное учреждение культуры города Дубны Московской области
«Дубненский Симфонический Оркестр». Создан в 1990 году.

  • +7 (49621) 2-85-86
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соцсетях

Создание сайта: студия DIO

Яндекс.Метрика